Поиск по этому блогу

среда, 17 сентября 2014 г.

Статья И.В. Семеновой "Роль коллективного творчества на уроках изобразительного искусства


Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная художественная деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном.
Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения – формирование культуры общения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Подлинная коллективность предполагает нравственную потребность в другом человеке. Показатели коллективного творчества:
- общие цель и интересы каждого ученика;
- неограниченность в самовыражении и самореализации каждого;
- добровольность составленных групп на основе взаимных симпатий;
- доверие и взаимопомощь;
- ролевое и личностное взаимодействие со сменой лидеров.
Таким образом, коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.
Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов. Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится работать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного воспитания детей.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.
В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности.
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого за­мысла, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого стано­вится частью общей композиции. Результат виден в конце урока, когда индивидуальные рисунки собираются вместе в единое целое. Так, например, на уроке во 2 классе «Три основных цвета» ученики после упражнений рисуют цветы, затем вырезают и за 10 минут до конца урока создают коллективное панно «Цветочная поляна». При анализе коллективной композиции отмечается разнообразие оттенков, полученных от смешения трёх основных цветов. Обращается внимание на красоту большой совместной работы, которая будет украшать класс и дарить хорошее настроение.
Совместно-последовательная форма  работы, при которой учащиеся выполняют коллективную работу на одной плоскости. Каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате, и согласовывает свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму деятельности можно связать с  игрой, напоминающей «конвейер». Например, за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий или украшений. В данном случае производимость гораздо выше. Каждый делает то, в чем он силён. Так на уроке во 2 классе «Украшение и реальность» в итоге создаётся коллективная работа «Волшебные сады Деда Мороза». После вводной беседы и показа приёмов вырезания узоров на каждом ряду ученики распределяются на три группы для вырезания разных деталей, и выбирается ученик на роль Деда Мороза, который следит за процессом создания общей композиции. Ученики, передавая друг другу кисть для клея, наклеивают свои элементы узора на общий фон. В конце урока анализируются и сравниваются коллективные композиции. Три Мороза дают оценку результату совместного творчества своей группы.
Совмест­но-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. От учителя требуются организаторские способности, от учеников - умение общаться. Класс делится на пары по парте, группы, бригады, цеха и т.д. Так на уроке в 5 классе «Одежда говорит о человеке» создаётся коллективное панно «Бал в интерьере дворца». Класс делится на три группы. Первая группа изображает хозяев замка, вторая – фигуру принца со свитой, а третья выполняет фон – интерьер средневекового зала. В конце урока фигуры наклеиваются на фон, и далее идёт анализ коллективной работы.
Форма организации совместной деятельности может быть комбинированная, т.е. совместно-индивидуальная и совместно-взаимодействующая или  совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая и т.п. Например, комбинированные формы могут быть применены на обобщающем уроке года в 3 классе «Художественная выставка». Класс делится на группы, и каждая группа создаёт из лучших работ экспозицию выставки по жанрам изобразительного искусства, выполненным за четверть. Далее проводится экскурсия.
Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил».
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.


Приложение
1.                Александрова А.Г. «Изобразительное искусство и художественный труд».  – Волгоград: «Учитель» 2004.
2.                Колякина В.И. «Методика организации  уроков   коллективного   творчества». - М.: Владос, 2004.
3.                Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания». Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1981.
4.                Ячменева В. В. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству». - М.: Владос, 2004.


2 комментария:

  1. Очень познавательная и содержательная статья. Спасибо за Ваш труд, Ирина Валерьевна!

    ОтветитьУдалить
  2. Borgata Hotel Casino & Spa Map & Floor Plans - MapYRO
    Hotel AddressCodeSnake.comCasino. 3131 서산 출장마사지 Borgata Way, 188bet Atlantic City, NJ 동해 출장샵 08401 - Use 당진 출장샵 this simple form to find the perfect 과천 출장안마 room for your next trip.

    ОтветитьУдалить